Ушу саньда, хонг за куен, спб Кунг-фу в эпохи сун, юнь и мин - Ушу саньда (саньшоу), Хонг За Куэн (Hong Gia Quyen)
gototopgototop
Ушу саньда (саньшоу), Хонг За Куэн (Hong Gia Quyen)
Кунг-фу в эпохи сун, юнь и мин Печать E-mail

Кунг-фу в эпохи сун, юнь и мин

'Истинный расцвет кунг-фу, известного в ту пору под именами у-йи (боевое искусство) и у-дзи (боевая техника), пришелся на эпоху правления династии Сун (960—1279 гг.). Основатель этой династии Зао Куан-Инь был воспитанником монастыря Шаолинь, положившим начало развитию знаменитого направления тай-цзы.

Сунские правители всячески поощряли изучение у-йи среди простого народа, постоянно основывая по всему Китаю все новые и новые школы боевых искусств. В 1044 г. на свет появился знаменитый труд под названием «Великие основы боевых искусств», включавший в себя в том числе наставления по выбору военной стратегии и тактики, по организации войск, по производству и использованию различных видов оружия, топографии, а также историю всех известных на то время битв, войн и походов.

По всей стране широко распространилась целая сеть воинских обществ, или клубов — если называть их современным языком. Существовали общества лучников, копейщиков, всадников и, конечно, мастеров рукопашного боя. Судя по некоторым достоверным документам той эпохи, в 1125 г., например, в Китае существовало 580 обществ мастеров стрельбы из лука, насчитывавших больше 240 тысяч членов! Многие мастера у-йи зарабатывали себе на жизнь, бродя по стране и устраивая импровизированные представления, на которых они демонстрировали свое искусство. Их миниатюрные выступления обычно- включали в себя стандартный набор: борьба, кулачный бой, акробатика с оружием и без него, стрельба из лука и силовая гимнастика. Интересно отметить, что многие из этих мастеров были женщинами. 'Число их вскоре оказалось столь велико, что у этих бродячих артисток-бойцов появилось даже специальное имя: ню-цзань.

Однако в следующую эпоху Юань (1280—1368 гг.), когда страна оказалась под властью монгольских захватчиков, всем китайцам под страхом смерти запретили заниматься любыми боевыми искусствами, равно как и владеть любым оружием. Тем не менее как раз в эти годы повсеместно широко распространился новый вид борьбы цуо-дзяо (толчки и броски, или монгольская борьба). Многие мастера продолжали практиковаться в своем искусстве тайно. Некоторые из них трансформировали свои стили у-йи в различные виды акробатики или пластической театральной драмы, также получившей в те годы большую популярность. К сожалению, вскоре такие попытки сохранить древние боевые стили под прикрытием театральных и цирковых представлений привели к непоправимому вырождению многих уникальных направлений у-йи в чисто декоративное показное действо.

Восшествие на императорский трон новой династии Мин (1368—1644 гг.) означало новый расцвет и возрождение боевых искусств Китая, которые, кроме у-йи, стали также называть чуань-фа (кулачная техника). В это время окончательно обозначился разрыв между реальным боевым и театрально-декоративным стилями. С одной стороны, большинство минских военачальников, считавших боевые искусства наиболее важной частью общевоинской подготовки, то есть основой основ в своем деле, регулярно проводили среди своих солдат соревнования и тренировочные бои, оттачивавшие именно боевой аспект у-йи. С другой стороны, профессиональные циркачи и артисты к этому времени подняли свое направление у-йи на небывало высокий уровень мастерства, дополнив его многочисленными акробатическими комбинациями и изящными танцевальными па, призванными исключительно услаждать взоры зрителей. Термин «цветочные кулаки и вышивание ногами», родившийся в эпоху Мин, как нельзя лучше описывает декоративную технику их движений, абсолютно не пригодную для настоящего поединка.

Эпоха Мин также породила на свет огромное разнообразие всевозможных стилей кунг-фу. Примерно в то время окончательно обособились в отдельные школы стиль тай-цзы, созданный первым сунским императором Зао Куан-Инем, и стиль «Орлиный коготь», изобретенный знаменитым сунским полководцем по имени Ю-Фей. Оба они, кстати, были выходцами из монастыря Шаолинь. Практиковавшиеся поначалу лишь в воинских частях, эти два стиля вскоре обрели широкую популярность и среди всего простого народа. В это же время на свет появился неповторимый стиль «Богомол», который основал другой шаолиньский мастер, Ван Лан.
Именно в эпоху Мин было подмечено тонкое различие между «внешними» и «внутренними» школами кунг-фу. Автор часто цитируемого текста «Элегия Ван Цхон-Наня» Хуан Цхон-И по этому поводу писал следующее:

«Кунг-фу монастыря Шаолинь известно в Поднебесной гораздо более других, и, поскольку используется для боя, оно есть искусство внешнее; кунг-фу внутреннее, напротив, предпочитает движению — покой; начало ему положил даоский монах Цан Сянь-Фен во времена династии Сун».
В своей работе «Внутреннее кунг-фу» еще один известный мастер «внутренней» школы, Цан Сон-Си говорит:

«Существует два вида кунг-фу: внутренний и внешний. Самым известным направлением внешнего кунг-фу считается стиль монастыря Шаолинь, ориентированный на атаку. Внутреннее же кунг-фу направлено целиком на оборону, и потому оно намного мягче».

Во времена правления династии Мин появилось множество книг, посвященных боевым искусствам. Из самых известных я назвал бы цитируемые по сей день «Коллекции из дворца праведности» Ю Да-Яо, «Новую книгу обучения» Чи ЖиТуана, «Описание воинских форм» Хе Лян-Ченя и «Классику воинской сущности» Мао Юань-И. Все авторы вышеперечисленных книг в свое время считались талантливыми мастерами кунг-фу и были знаменитыми полководцами.
Именно в эпоху Мин боевые искусства Китая стали популярными и в Японии. Например, в 1619 г. некий мастер единоборств по имени Чен Юнь-Бинь, перебравшийся на Японские острова, чтобы преподавать там свое искусство, положил начало знаменитому японскому боевому стилю джиу-джитсу, от которого произошло и современное дзюдо.

C использованием материалов сайта http://www.shaolin-kungfu.ru

 

Hong Gia Quyen (Хонг-За Куэн ), Ушу-саньда (саньшоу), Санкт-Петербург


Ушу-саньда (саньшоу), Хонг За Куэн, Санкт-Петербург

 
Интересная новость? Поделись ей с другими: